Как-то раз я пошел в магазин купить себе новый чайник - это было крайне тяжелое испытание. Представьте себе несколько сотен разных чайников на полках громадного супермаркета электроники. Пришлось вернуться домой с пустыми руками и начать думать. В результате я определился с цветом. И мне стало намного легче - выбирать чайник не из сотен, а из десятков. Взял тот, что был самым дешевым.
Когда через какое-то время пришла пора покупать телевизор, я предвидел похожие на выбор чайников мучения и поэтому поступил хитрее - просто измерил ширину и длину ниши в стенке, чтобы потом в магазине даже не включая ящики, просто с рулеткой подобрать самый подходящий по размерам. А все потому что я не верю в какую-то громадную разницу между телевизорами или чайниками разных производителей. И никто из знакомых ее не видит.
Lag Imperator Custom Bedarieux ICB50
Roll Over Beethoven.
Но зато каждый из моих приятелей имеет очень четкое мнение о том, какие гитары принадлежат к правильным брендам (и их надо брать), а какие к неправильным. Поэтому согласно их верованиям (и не только их увы) электрогитара сделанная в Европе - это должно быть нечто априори уступающее Американским или Японским аналогам. К сожалению гитарные бизнесмены в России часто живут в плену каких-то навязанных полуграмотными людьми стереотипов и поэтому очень долгое время встретить в России инструмент Европейского производства было практически невозможно.
Но времена меняются, Европа приходит в Россию все больше и больше. И это касается по счастью и гитар тоже. Поэтому у меня чуть ли не впервые в жизни есть возможность максимально близко познакомиться с Европейской гитарой, взяв ее на пару недель "на поиграть".
В наше время очень многие соотечественники знакомы с французскими вином, коньяком и сырами. Сложно найти кто не видел бы французских фильмов с Бельмондо или де Фюнесом. Практически у каждого есть свое мнение относительно французских автомобилей. Есть даже счастливчики, которым повезло общаться с французскими женщинами. А теперь поговорим о французской гитаре: знакомьтесь - Lag Imperator Custom Bedarieux ICB50.
Эта гитара - самое лучшее из того, на что способна Французская гитарная промышленность. Сделана вручную в Custom Shop самого известного из гитарных брендов этой страны. Выше некуда - поэтому остается только понять насколько это хорошее соответствует общемировым понятиям о хороших гитарах.
Данный Lag сделан на все 100% в формате Gibson Les Paul. Это касается древесины, конфигурации электроники, конструкции и других параметров. Поэтому чтобы понять этот инструмент я достану из кофра свой собственный Gibson и сравню две гитары. Это будет по моему мнению наиболее правильный путь к пониманию инструмента и его ниши.
Мой Gibson - это Custom Shop модель, копия 1958 года, то есть '58 Re-Issue, по мнению практически всех гитарных экспертов мира является наряду с '59 Re-Issue самым что ни на есть классическим эталонным Les Paul из тех, что сейчас производится. Поэтому для Lag это будет серьезное испытание, а не какая-то детская прогулка.
Начнем с цен. Официальная магазинная цена в России на этот топовый Gibson - 171.000 рублей. Цена топового Lag - 122.000. И то и то является достаточно серьезным ударом по семейному кошельку, но Lag выглядит немного доступнее. Берем его в руки.
Первое, что бросается в глаза - это полное отсутствие пластиковых элементов. У Gibson пластик повсюду - окантовка грифа и корпуса, рамки вокруг датчиков, ручки регулировки, шайба под переключатель датчиков, бутоны на колках. У Lag ничего такого нет - только дерево и металл. И это в общем радует - металлические рамки датчиков и колпачок переключателя звукоснимателей почему-то более приятны и визуально и наощупь, нежели пластиковые.
Gibson выглядит очень обычной гитарой - если не смотреть на голову грифа, то его вряд ли можно будет отличить от китайского Epiphone. А вот Lag сразу же заявляет о себе как о чем-то бутиково-профессиональном. Конечно, это во многом из-за роскошного кленового топа (скорее в духе PRS). Нет спору у Gibson тоже бывают модели с таким рисунком клена, но за это берут дополнительные деньги. Например, моя модель 58 Re-Issue с такого рода топом стоила бы всего-навсего на 40.000 рублей больше.
В целом же сочетание лака, клена и вырезов (на "роге" и под ручками управления) на этом Lag очень сильно напоминает богатый стиль дорогих PRS.
Помимо клена на топе, надо сказать еще и о грифе. Он, разумеется, вклеен в корпус как и пристало гитаре "леспольного" типа; он, конечно, из махогони и мензура 24.75 дюйма. Но при этом накладка на грифе - из черного дерева. Странное дело, подавляющее большинство гитаристов и производителей в мире, считают черное дерево более выигрышным для накладки на гриф материалом, нежели палисандр. Но при этом Gibson на большинстве своих гитар использует палисандр, в том числе и на очень дорогих гитарах (как '58 Re-Issue). Слой черного дерева (примерно в 2мм толщиной) покрывает и саму голову грифа Lag, (а у Gibson там просто тонкий шпон, покрашенный в черное).
Гриф Lag вклеен в корпус таким образом, что пятки просто нет. Выглядит это дело очень похоже на конструкцию Jackson со "сквозными" грифами. Соответственно играть на 20-ых ладах Lag намного удобнее нежели на Les Paul. Это бесспорно и за это Lag заслуживает только добрых слов. В отличие от тех же PRS, где пятка грифа крайне нелепая и откровенно лишняя.
Второй плюс "лаговского" грифа - это мульти-радиусная накладка - ближе к корпусу гриф более плоский, а по мере приближения к голове он все больше закругляется. Про такие грифы уже много раз везде сказано - аккорды, бенды и прочие необходимые вещи. На мой взгляд таким грифом должна обладать любая гитара дороже двух тысяч долларов. Увы, в компании Gibson придерживаются иного мнения.
Корпус Lag тоньше лесполовского и на его задней поверхности есть вырез под так называемый "пивной животик". Gibson таких вырезов не делает, хотя нет сомнений, очень многим "гибсоновским" гитаристам он бы понравился.
Во всех описаниях Lag Imperator Custom Bedarieux ICB50 корпус заявляется как просто "махогони с кленовым топом". Однако, экземпляр, попавший в мои руки имеет несколько иную конструкцию - пять слоев древесины. То есть у нас идет основа из махогони (около 2см), потом примерно 1мм прослойки чего-то темного (черное дерево?), потом примерно 3мм слоя чего-то похожего на махогони (или орех? или опять махогони), потом опять темная прослойка и только потом уже идет кленовый топ - он выпуклый, поэтому по краям его толщина около 5мм, а в центре примерно 15мм.
Еще одна черта, которая сразу же бросается в глаза - Lag в отличие от Gibson покрыт двумя разными типами лака. Если Les Paul весь блестит, то у Imperator глянцевый (блестящий) лак, только на корпусе, а гриф покрыт матовым (неблестящим) лаком и более того, он кажется и не красился вовсе никакой краской, поскольку выглядит очень натурально.
Очень стильно выглядит "железо" на Lag - это позолота, но не простая - она как будто состаренная, выцвела и потемнела, из-за чего создается некий благородный эффект старины и винтажа.
Вообще, Lag этой серии предлагает покупателю (магазину или гитаристу) очень большой простор для фантазии - вы сами можете выбрать цвета корпуса, металлических частей, моделей датчиков и других параметров из достаточно большого списка опций. На цене гитары это не отразится никак. В Gibson к сожалению такого подхода пока не существует - вы либо берете что-то из списка готовых моделей, либо вам уже надо размещать заказ на персональную гитару, что увеличивает стоимость раза в полтора-два.
Закончив с осмотром Lag, попробуем поиграть на нем. Гриф достаточно удобен - он тоньше большинства "гибсоновских", хотя на некоторых моделях Gibson можно обнаружить профиль - так называемый slim taper образца 1960 года и это наиболее близко по ощущениям к Lag.
Если ранее я писал про Lag только хорошее, тот тут прийдется выпустить критическую стрелу, а что вы хотели - это же вам не рекламный текст. Речь идет о седлах бриджа. К сожалению выемки под струны сделаны там очень неглубокими, поэтому при игре с сильной атакой - струны у вас могут вылетать из пазов и смещаться по поверхности седел. Это не очень приятно.
Похожее я встречал на бриджах Fender Jaguar/Jazzmaster, а также Telecaster с Bigsby. Конечно, это не самая большая проблема - большинство людей ее просто не заметят - поскольку не играют с сильной атакой. Ну а если же у вас все таки будут вылетать струны, то это легко исправить - я взял обычный столовый нож с зубчиками (который использую когда ем мясо) и за 30 секунд углубил паз под шестую струну на столько, чтобы все стало комфортно.
Разумеется, покупая такую дорогую гитару меньше всего хочется работать напильником, носить инструмент к мастеру или менять бридж, но с другой стороны абсолютно беспроблемных гитар, готовых к игре "прямо из коробки" практически не бывает. Поэтому я отнесу это к мелким недостаткам, а не чему-то глобально серьезному. И кстати, железо на Lag - это известный японский производитель Gotoh.
Гораздо важнее звук гитары - каким он окажется? Я поставил на Lag и на Gibson одинаковые струны (любимую "десятку" Gibson Vintage ReIssue). Звукосниматели индентичные (Gibson 57 Classic на Les Paul и Seymour Duncan Seth Lover на Lag). И теперь по очереди втыкаю гитары в Marshall дабы понять как оно звучит.
Наверное, нет нужды описывать Gibson - все хорошо знают как звучат эти гитары и на что они способны в принципе - особенно если речь идет о топовой модели. Другое дело Lag - до того как оно включено в усилитель - это "кот в мешке". А когда мы его все таки подключаем - вот перед нами настоящее фирменное лесполовское звучание, каким мы его знаем и любим. Все, что мы слышали от Les Paul ранее - риффы в духе Metallica, певучие соляки типа Slash или Gary Moore, фантастические проходы на манер Jimmy Page - все это звучит отлично и до боли знакомо. Играя на этой гитаре крайне сложно представить, что у вас в руках не Gibson, а что-то другое. И на Lag стоит отсечка с разделением катушек некового датчика на синглы - и она, разумеется, также как и на Gibson, крайне бесполезна.
А теперь я включаю Gibson. И начинаю удивляться. Во-первых, он звучит ощутимо тише нежели Lag, не смотря на то, что я предварительно поднял датчики обоих гитар на одинаковую высоту относительно струн. Я прибавляю громкости на усилителе, чтобы попробовать расслышать все более подробнее. Gibson звучит отлично. Но если сравнивать с Lag, то ощущением как будто перед вами два хороших Les Paul - только один из них новый, а на втором уже лет 10-15 хорошо рубили и пилили, поэтому он стал тем, что в народе называют "разыгранная гитара". Так вот Lag и звучит на фоне моего (кстати, 2011-го года) Gibson именно как "разыгранная гитара". С очень хорошей атакой, прекрасной динамикой, отзывчивостью и диапазоном частот.
Обычно у новых Gibson первые лет пять жизни немного "ватные" невыразительные низы - речь идет о нотах шестой и пятой струны с первого по пятый лад - там какая-то крайне неяркая атака и нужно какое-то время, чтобы гитара разыгралась. У Lag (тоже сделан в 2011) такой проблемы нет - это полностью подготовленная к музыкальной деятельности гитара. Не знаю как они этого добиваются - то ли дополнительно сушат дерево, то ли там какой-то специальный лак. А может эти инструменты просто выдерживают в подвалах по несколько лет, как это происходит с французскими винами?
В общем, я удивлен и немного смущен результатами сравнения двух гитар. "Убрать" кастомшоповский Gibson - это задача для суперменов гитарного бизнеса. Те же давно и жестоко распиаренные на весь мир PRS бьются над этой проблемой не одно десятилетие (по моему пока без успеха). Но, кстати, признаюсь, что один из моих телекастеров (Fender Custom Shop работы Юрия Шишкова) с хамбакерами, вклееным грифом, который из махогони (как и корпус) - ему по силам конкурировать и даже побеждать звук Gibson Custom Shop. Но Fender - это самый известный Custom Shop мира - это мощь громадной корпорации. А что такое Lag? По сути небольшая мастерская, неизвестная широким кругам гитаристов.
При этом надо понимать, что звучание Gibson Custom Shop - это уже само по себе бриллиант и когда мы сравниваем его с другими гитарами - речь не идет о плохом или хорошем звуке - разговор можно вести только в русле "в каком из камней больше каратов?". Представьте себе ярмарку дорогих автомобилей где люди глубокомысленно цокают языками говоря о том, что какой-то Rolls-Royce лучше проходит повороты нежели Bentley - и вот вдруг туда приходит какая-то небольшая малоизвестная компания и представляет "лакшери машину" еще более высоких показателей, при этом меньшей стоимости. Разумеется, стоимость должна быть ниже - иначе конкурировать с топовыми брендами невозможно.
В гитарном мире есть несколько параллельных реальностей. Одна, всем известная - ее уши торчат из каждого гитарного журнала или магазина. А вторая несколько скрытая от общественности - она для знатоков, гурманов и прочих членов "закрытого клуба для своих". Иногда призраки другого мира возникают в нашей реальности и мы им удивляемся - они ломают наши стереотипы и привычное восприятие действительности.
Вот такой у нас финал "леспольной" битвы. Lag сделали абсолютно все, что только было возможно для того чтобы создать хорошую гитару "лесполовского" стиля. Что еще они могли? Лучшее дерево и лаки, высочайшее качество работ, инструмент выглядит и звучит отлично. При этом цена - намного ниже конкурирующих продуктов. Пример этого инструмента - еще одно доказательство того, что в наше время при желании, умениях и наличии ресурсов, нет никакого труда в том, чтобы сделать инструмент такого же качества как делают мировые лидеры. Тем более если учесть, что Gibson Les Paul был придуман 60 лет назад - ясное дело, за это время его изучили вдоль и поперек - поэтому сделать что-то не хуже - это просто вопрос (как я сказал выше) желания, умения и ресурсов. Поэтому если вы не являетесь поклонником бренда Gibson, если вы не держитесь обоими рукам за его логотип и узнаваемые с детства контуры словно утопающий за спасательный круг, а вам нужны в первую очередь звук и удобство, то есть вы за сугубо профессиональный подход, то конечно в таком случае и я, и здравый смысл рекомендовали бы вам Lag. В свое время Chuck Berry написал песню "Roll Over Beethoven", смысл которой "Эй, Бетховен, отойди в сторонку". В случае с рассматриваемой гитарой Lag, попади что-нибудь подобное в свое время в руки легеднарного рокенрольщика, то возможно он бы отложил в сторону американский инструмент и написал "Roll Over Gibson".
Автор текста : Сергей Тынку (с) distortion.ru